Повозки

Повозки
        На Др. Востоке и в крито-микенскую эпоху наиболее распростран. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидетельствовано в изображениях протогеометрич. стиля и в памятниках окраинных культур (например, в обнаруживающих греко-этрусское влияние ситулах 6–4 вв. до н. э. и в греко-скифском искусстве 5–3 вв. до н. э.). Хотя военные колесницы сменились верховыми воинами, упряжка четверней или парой продолжала использоваться на спортивных состязаниях и в культовых процессиях. Для перевозок грузов и людей на небольшие расстояния применялись тяжелые одноосные П., позволявшие, особенно при большом диаметре колеса, преодолевать бездорожье. Широкое распространение четырехколесных П. начинается только со строительством дорог в 3 в. до н. э. П. с подвижно сочлен, двойным остовом использовались в 5 в. до н. э. в греч. колониях чаще, чем в самой Греции. Наиболее полное применение П. нашли у римлян, которые усовершенствовали старые типы П. и изобрели новые с использованием кельтских элементов и нововведений. Рим. дорожные экипажи имели настолько хорошие рессоры, что во время езды можно было не только читать, но и успешно стенографировать. Устройство знаменитых своим удобством античных дормезов (carruca dormitoria) не поддается детальному восстановлению. Упряжные животные — волы, мулы, кони, реже ослы, а при парадных выездах также слоны — из-за малой ширины дорог запрягались, подобно совр. альпийским упряжкам, одно за другим, т. е. цугом. В тех случаях, когда у П. отсутствовало дышло, сбруя, технически еще весьма несоверш., прикреплялась непосредственно к вращающемуся передку при помощи спец. перекладины. Такой способ упряжки был вполне допустим на совершенно прямых улицах античных городов. Законодательство Римской империи ок. 300 н. э. устанавливало грузоподъемность различных видов грузовых П. от 145 до 1089 фунтов. Для спец. целей были изобретены П. с цистернами и лафетные П. для транспортировки метательных машин.
        
        рис. 1. Колесница (для ристаний).
        
        рис. 2. Четырехколесный дорожный экипаж с кучером и сидящим на подставной лошади форейтором. На дышельных лошадях нечто подобное хомутам, на подставной лошади сбруи не видно (рельеф из Месамбрии; ок. 450 до н э ).
        
        рис. 3. Одноосный дорожный экипаж на высоких колесах, запряженный мулами (с монеты Ливии).
        
        рис. 4. Двуосный дорожный экипаж с тентом, состоящий из кузова с отделением для поклажи и передком (с рельефа из Maria-Saal в Каринтии).
        
        рис. 5. Лафетная повозка с метательной машиной (с Траяновой колонны).

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Повозки" в других словарях:

  • Повозки конные —         повозки, в которые обычно запрягают лошадей (или волов, мулов, верблюдов и др.). П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные и полезные (Сани); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и… …   Большая советская энциклопедия

  • Повозки военные — *ПОВОЗКИ ВОЕННЫЯ. Къ нимъ относятся передки, заряд. ящики, перевоз. средства осадн. и крѣп. арт ріи (см. это) и всевозм. П. войск. обоза. П. воен. должны удовлетворять, кромѣ обычныхъ, еще и нѣк рымъ особен. треб ніямъ, т. к. онѣ нерѣдко бываютъ… …   Военная энциклопедия

  • Повозки конные — Повозка в снегу Повозка наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение животными, вне зависимости от особенностей конструкции, количества колёс, области применения и т. п. По области применения повозки …   Википедия

  • Повозки военные — придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Повозки военные* — придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОВОЗКИ —    • Vehicula.          Гомеровская боевая колесница ( άρμα, с двумя лошадьми biga, с четырьмя quadriga) сохранилась в своей первоначальной форме только на состязаниях, как в Греции, так и в Риме (в ludi Circenses, триумфах и торжественных… …   Реальный словарь классических древностей

  • Повозки —          на Др. Востоке и в крито микенскую эпоху наиболее распростр. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидет. в изображениях протогеометрич. стиля и в… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Подвижность и поворотливость повозки — главное свойство, которому должна удовлетворять повозка; выражается величиною полезной работы, затрачиваемой движителем для передвижения повозки по различной местности. Подвижность зависит от конструктивных данных повозки, числа лошадей, способа… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Валкость повозки — понятие, обратное устойчивости, т. е. свойству повозки не опрокидываться на бок при ее движении по пересеченной местности. В., или устойчивость, определяется формулой tgi = D/(r + h) где i угол наклона местности, D половина ширины хода, h + r… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • скользящие повозки — ▲ повозка ↑ для (чего), скольжение, (двигаться) по, снег скользящие повозки повозки с полозьями для движения по снегу или льду. сани. волокуша. пошевни. розвальни. дровни. санки. салазки. нарты. тобогган (иностр). буер. аэросани …   Идеографический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»